Интервью: Нургазиев Берик - Генеральный Директор компании BauBerg

Нургазиев Берик, генеральный директор компании BAUBERG, официальный партнер CRE Week 2016

«Куда правильнее в кризис не замедлять темп»

- Ваши ожидания от предстоящей недели коммерческой недвижимости? Какие вопросы вы хотели бы обсудить с профессиональным сообществом площадки?

Основные направления работы нашей компании включают в себя дизайн и рабочее проектирование, строительство, отделочные работы, а так же управление строительными проектами и недвижимостью. Поэтому, для нас как для сервисной компании, CRE Week – прежде всего площадка, на которой мы ожидаем встретить наших действующих и потенциальных заказчиков, партнеров и конкурентов. Считаю, что все вместе мы сможем обсудить вопросы формирования общего рынка и существующие проблемы, которые актуальны сегодня для всех представителей отрасли. В целом практика подобных мероприятий хорошо зарекомендовала себя в странах Европы, поэтому проведение Недели коммерческой недвижимости в Казахстане – это очень хорошая идея, которую я всецело поддерживаю и наша компания активно принимает участие в ее реализации.

- Что Вы можете сказать о текущей ситуации на рынке, основываясь на требованиях от заказчиков?

В кризис, когда нет четко понимания, что ожидать бизнесу отрасли, заказчик сильно снижает расходы на работу по объектам. Да и наши конкуренты снижают стоимость своих услуг, и как результат в переговорах, заказчик оперирует тем, что у него есть большой выбор по низким ценам, и если мы хотим с ними работать, нам также нужно снизить стоимость своих услуг. Здесь упускается очень важный момент, что выбирая цену, заказчик рискует получить не надлежащее качество и много лишнего стресса, а рынок может потерять хороших игроков и получить большое количество недолгосрочных игроков.

Речь сейчас идет о новых заказчиках, с которым мы еще не сотрудничали. Между тем наши постоянные клиенты, понимают и объем работ, который мы на себя берем, и ответственность, и уровень качества. Иными словами они готовы платить по справедливой цене, и знают, что останутся довольны результатом нашей работы.

Помимо этого мы наблюдаем, что заказчики сейчас прежде чем принять тот или иной проект, пытаются просчитать все возможные варианты реализации проекта в перспективе. Например, многие обращаются с просьбой спроектировать многофункциональное здание, которое в случае чего можно будет эксплуатировать в разных целях. Раньше клиенты о таких вещах не задумывались. Это еще один показатель того, как отражается кризис на поведении игроков.

- А какие еще тенденции вы могли бы отметить, как в вашей нише, так и в целом на рынке коммерческой недвижимости?

Если обратиться к опыту наших зарубежных партнеров, прошедших не через один кризис, то они в один голос твердят о том, что на любую кризисную ситуацию нужно смотреть через призму возможностей: небходимо увидеть в сложившейся ситуации на рынке потенциал и суметь им воспользоваться. У нас же в стране люди склоны поддаваться панике. Многие из них садятся на «долларовые диеты» и занимают выжидательную позицию. Тогда как на самом деле, на мой взгляд куда правильнее в кризис не давать экономике замедлять свой темп. Для этого нужно больше работать и покупать у отечественных производителей.

Что касается нашей компании, мы стараемся не сокращать кадры и текущие расходы, а пытаемя расти и находить новые возможности для реализации планов. Одно из наблюдений - сейчас на рынке высвободилось много трудовых ресурсов, что дает нам возможность уже сейчас искать среди них талантливых людей, которые могут пригодиться команде. Мы верим, что команды и компании, которые останутся «на плаву» в такое не простое для рынка время, будут основными игроками в период его подъема. Мы стремимся к тому, чтобы быть среди них.

- На ваш взгляд является ли болезненным для казахстанского рынка коммерческой недвижимости вопрос прозрачности перед конкурентами? Что дает данная прозрачность профессиональному сообществу?

Не считаю данный вопрос болезненным, так как прозрачность всегда приветствуется и необходима для правильной аналитики ситуации на рынке. На мой взгляд, там, где есть прозрачность всегда наблюдается рост. К примеру в Японии, начиная от простых работников до руководителей компаний, понимают важность открытости и прозрачности - есть общая цель, и они вместе идут к ней, это очень помогает росту бизнеса.

В нашей компании мы тоже пытаемся все делать максимально прозрачно. Стремимся к тому, чтобы каждый сотрудник видел, куда мы «идем», с кем работаем и какие планы компании. Тоже касается и самого рынка: если игроки отрасли будут между собой открыты и прозрачны, мы сможем лучше понимать общую ситуацию и помогать новичкам на рынке. У нас, как у молодой страны очень много новых не занятых ниш, которые нужно заполнять новыми предпринимателями. А это возможно только за счет прозрачности самих игроков рынка.